Красногорская судоверфь одно из первых предприятий города. Уже в начале 1950-х на крошечном полуостровке практически в центре города, на месте убитого японского лесопильного завода решили организовать сахалинское кораблестроение.
проходная судоверфи, 1950-е
Естественно, начиналось с малого - шлюпки-кунгасы-баркасы. Благо лес рядом, станки японцы с собой прихватить не удосужились (да и кто бы им позволил), кое-что осталось от фирмы, что через реку на устье собирала и ремонтировала те же рыболовецкие шхуны и кунгасы. Места на полу-островке было мало и как бы само-собой пришло решение увеличить территорию, засыпав правобережное мелководье реки Красногорки песком, который взяли тут же, сравняв небольшую сопочку вместе с расположенным на ней синтоистским храмом.
парусные шлюпы были очень популярны в Мореходных училищах
На этой рукотворной площадке и появился "шлюпочный цех", благополучно просуществовавший почти тридцать лет, пока у флота была нужда в привычных нам шлюпках, на смену которым к концу века пришли полимерные материалы, окончательно и бесповоротно поставив жирный крест на деревянном судостроении.
самоходная рыболовецкая шхуна
А что же на полуострове? А здесь всё нормально. Административный центр с клубом, кинотеатром, бухгалтерией и общепитом. Чистенько, наглядно-красиво. Но вдруг в 1963 году Красногорский портпункт, до сих пор просто сосед-смежник, приобретает новый статус и имя - Красногорский Морской Торговый Порт. И волею судьбы (или фортуны) судоверфь переходит в его структурное подчинение. Отныне она называется не так красиво, но зато очень длинно - "Судоремонтные мастерские Красногорского морского..." ну и так далее. Короче - СРМ.
главное - начать, и уже Восьмой пошёл
Если спрос на шлюпки и пр. дерево девятнадцатого века неуклонно стремился к нулю, то на профилактику, ремонт и обслуживание даже собственных металлических плавсредств заказ мог запросто обеспечить круглогодичную загрузку.
не протиснуться даже на моторке )
Особенно зимой, когда навигация замирала, а у причальной стенки собиралась очередь не только местных посудин, но даже из соседних регионов.
девушки - тоже корабелы
И тут нельзя не отметить, что кому-то из "принимающих решение" пришла грандиозная идея - "...а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира"(с)... Пардон, - "...а почему бы не попробовать строить суда самим?" С нуля? И попробовали. И получилось. И пошли в серию удивительные красавцы - самоходные рейдовые/прибрежные плашкоуты (СРП,СПП) с красивым названием "Красногорск". За неполные тридцать лет их было построено более 20 штук.
СПП "Створ" - это тот же "Красногорск", но из Комсомольска-на-Амуре
В суровые девяностые многие из них побывали в Японии и даже Корее. Возили всё, что можно было погрузить от стройматериалов до автомобилей, хотя, конечно же предусмотрены были для иных целей и задач. А что же "шлюпочный"?
территория Шлюпочного сегодня. На полуострове СРМ какое-то оживление.
Некоторое время пытались продержаться на плаву, что-то строили, чтоб совсем не потеряться, переселили туда начальство, подсобку, стройгруппы, "Гидрострой". Из полезного - сообразили таки котельную, но нагрянувшую "перестройку" с последующими событиями пережить так и не смогли, распавшись на молекулы. Впрочем, как и СРМ в частности, как и вся страна в целом. Зато там замечательная рыбалка )
СРП - самоходный рейдовый плашкоут (дальность плавания до 250 миль), СПП - самоходный прибрежный плашкоут (дальность плавания более 250 миль).Между ними разница, как между небом и землёй СРП вследствие высокого центра тяжести мог запросто сделать оверкиль, поэтому порт надзор бил по рукам капитанов, которые пытались сделать перегруз для перевыполнения плана (соответственно премия).
Замечательный у вас папа, так умело и ловко управлял этим маленьким судном. Мы, детвора с улиц Набережная, Кирова, Морская , с утра до вечера тусовались на реке и по звуку мотора определяли, что сейчас из-за поворота реки, со стороны СРМ появится "Петушок", таща на буксире ленты из бревен, и мы на перегонки плыли к ним, чтоб зацепиться . Тогда, нам , безмозглым , казалось, что это был самый ШИК и Отвага! За что получали нагоняй от родителей и от серьёзного, сурового капитана(возможно это был ваш папа).
Комментарии 12