Кто они были? Простые люди....
Молодчина!» Удивительный таран 20-летнего летчика Ильи Чумбарёва.
Окрестности Сталинграда, сентябрь 1942 года, в небе господствует немецкая авиация. Над позициями красноармейцев кружит разведчик Fw-189 «Рама», самый ненавистный для нашей пехоты самолет. Он наводит артиллерию и корректирует ее огонь. Вдруг в небе появляется четверка краснозвездных «ястребков», которая вступает в воздушный бой с «Рамой» и истребителями противника. Пехотинцы вжались в землю, наблюдая за этой схваткой. Внезапно маневренный бой с разноцветными трассами пуль и снарядов заканчивается тараном: «Рама» разваливается на куски и падает рядом с советскими позициями. Ее экипаж попадет в плен — редчайший случай для 1942 года.
Кем же был тот отважный советский истребитель, вышедший победителем из неравного боя и совершивший первый таран Сталинградской битвы? Его имя — Илья Чумбарёв. 20-летний летчик проявил себя решительным и инициативным воином. В сегодняшнем материале рассказываем о его судьбе. Вы узнаете, что Чумбарёв вспоминал о войне и какие подвиги он совершил.
Илья родился 15 августа 1922 года в селе Александровское под Кустанаем. В 1940 году призван в Красную Армию и зачислен в военную авиашколу. После ее окончания 27 августа 1942 сержант попал на фронт под Сталинград. Молодой летчик служил в 237-м истребительном авиаполку и летал на самолете Як-1. Положение на этом участке фронта было критическим, немецкая армия наступала и обладала численным превосходством как в воздухе, так и на земле. Полк работал на износ: Илья совершал по 3-4 боевых вылета в сутки. Несмотря на господство авиации врага, наши истребители регулярно вступали в неравные бои и наносили противнику урон. В советских документах отмечалось, что Чумбарёв при встрече противника всегда навязывал ему воздушный бой и правильно атаковал его.
14 сентября 1942 года наземные посты наблюдения засекли немецкий самолет-корректировщик Fw-189, прозванный «Рамой». Он кружил над позициями пехоты и наводил артиллерию противника. «Рама» была самой трудной целью для советских истребителей. Вражеский разведчик был крайне маневренным, занимал большую высоту, обладал защитным вооружением и обладал хорошей скоростью. Кроме того, в тот день «Раму» прикрывало звено истребителей «Мессершмитт». На задание отправили четверку Як-1, в которой был и Илья Чумбарёв. Вот что вспоминал об этом его однополчанин Яков Михайлик:
«Ведущий первой пары — я, второй — Илья Чумбарёв. Над облаками, над нашей территорией кружит Fw-189. Видимо, он уже корректирует артиллерийский огонь. Немногим летчикам удавалось сбивать “Рамы”. Увертлива она до необычайности. Два фюзеляжа со сквозным хвостовым оперением и два мотора позволяли “старшине фронта” виражить, что называется, на одном колесе. С ходу, не обращая внимания на вражеские истребители прикрытия, идем в атаку. Корректировщик немедленно входит в крутой вираж. Никак не удаётся вцепиться ему в хвост. Еще атака. “Фокке-Вульф-189” появляется в прицеле буквально на секунду. Нажимаю кнопку. Очередь успевает зацепить хвостовое оперение. Корректировщик скрывается в облаках, а на нас наседают “мессеры”. Они показываются то сверху, то слева, то справа и увертываются от наших атак».
«Раме» удалось спрятаться в облаках, но вскоре группа советских истребителей вновь обнаружила ее. Чумбарев идет в атаку на Fw-189, пока товарищи прикрывают его. Однако противнику удалось выверенным маневром уйти из-под удара. Вот что вспоминал участник того воздушного боя Яков Михайлик:
«После неудачной атаки Илью взяли в клещи два “Мессера”, а вторая пара напала на его ведомого. Блестящим маневром Чумбарёв вырывается и снова атакует “Фокке-Вульф”. Мы выручаем его ведомого. Илья удачно заходит огрызающемуся врагу в хвост. От “Яка” тянется огненная трасса и прошивает фюзеляж Fw-189. Ответный огонь прекращается. “Фокке-Вульф” уже не маневрирует, он лишь пытается уйти по прямой. Чумбарёв буквально висит у него на хвосте. Илье можно расстреливать врага в упор. Вот сейчас вырвется смертоносная трасса и Fw-189 будет уничтожен.
Секунда, вторая. Но трассы нет. Значит, ящики боеприпасов пусты. Об этом догадались и мы и немцы. Справа на самолёт Ильи ринулась пара “Мессеров”. Иду им наперерез, а мой ведомый разворачивается и устремляется ведущему Ме-109 в лоб. “Як” Ильи прибавил скорость. От его винта до хвостового оперения “Фокке-Вульфа” остается не более пяти метров. Что задумал Чумбарёв? Неужели таран? Як-1 подходит к вражескому самолёту вплотную и неожиданно взмывает вверх. Брызжут обломки. Fw-189 будто получил хорошего пинка. Он клюет носом и падает. Видно, как выбрасываются на парашютах летчики. А Чумбарёв выходит из горки и начинает планировать. Его пытается атаковать один из истребителей противника, но мы в этот момент не дали бы в обиду безоружного товарища даже целой армаде "Мессеров". Немец, встретив мощный огонь, тотчас сворачивает с курса и убирается восвояси. Исчезают и остальные вражеские самолёты. Видимо, у них кончается горючее».
На Як-1 Чумбарёва после тарана вышел из строя винт, летчик совершил вынужденную посадку рядом с аэродромом. А экипаж «Рамы» приземлился на советской территории и был взят в плен, пехота ликовала. Вскоре на Як-1 Чумбарёва заменили винт, самолет продолжил выполнять боевые задачи. За свой выдающийся подвиг Илья Михайлович Чумбарёв был награжден орденом Красного Знамени, ему было присвоено внеочередное звание лейтенанта.
Летчик продолжил участвовать в неравных боях и бороться с воздушным превосходством противника. 22 сентября 1942 года он был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. После восстановления в июне 1943 года вернулся на передовую. Чумбарев часто совершал задания по разведке вражеских позиций, всегда добивался их успешного выполнения, провел 16 воздушных боев. За смелость, мужество и инициативу Илья Михайлович Чумбарев был награжден вторым орденом Красного Знамени. После Победы летчик продолжил службу в ВВС. Он ушел из жизни 26 июня 1957 года в возрасте 34 лет.
#Победа80 #НеизвестныеПодвигиГероевВеликойОтечественнойВойны #КраснаяГвардия56 #Гордимся
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев