Предыдущая публикация
Американские генералы выступили категорически против продажи СССР B-17 по ленд-лизу. Взамен стратегических четырехмоторных бомбардировщиков СССР получил двухмоторные фронтовые бомбардировщики Б-25 и Б-26 - при этом с них снимали как механические, так и радиолокационные прицелы.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12
Среди историков и любителей авиации о применении в СССР в годы Второй Мировой войны бомбардировщиков Martin B-26 Marauder ходят в основном непроверенные слухи, которые можно было бы причислить к авиационным мифам. Единственным реальным доказательством является утверждение финских авторов, утверждавших, что неизвестный бомбардировщик был сбит их истребителем. Самолет упал на территории, контролируемой финскими войсками, и по оставшимся от него обломкам был определен как Martin B-26B. Тем не менее, подробности поставки в СССР бомбардировщиков Marauder и их боевого применения окутаны непроницаемым туманом.
Только недавно нашей редакции удалось с помощью российских коллег открыть для себя сенсационную правду о применении в СССР бомбардировщиков Martin B-26 Marauder. Иван Апрелев – ведущий сотрудник ИРАОВВОВ (Исследование и реконструкция авиационных обломков времен Великой Отечественной войны), г. Санкт-Петербург – на время остано...ЕщёИспытано в СССР. Средний бомбардировщик Martin B-26 Marauder
Среди историков и любителей авиации о применении в СССР в годы Второй Мировой войны бомбардировщиков Martin B-26 Marauder ходят в основном непроверенные слухи, которые можно было бы причислить к авиационным мифам. Единственным реальным доказательством является утверждение финских авторов, утверждавших, что неизвестный бомбардировщик был сбит их истребителем. Самолет упал на территории, контролируемой финскими войсками, и по оставшимся от него обломкам был определен как Martin B-26B. Тем не менее, подробности поставки в СССР бомбардировщиков Marauder и их боевого применения окутаны непроницаемым туманом.
Только недавно нашей редакции удалось с помощью российских коллег открыть для себя сенсационную правду о применении в СССР бомбардировщиков Martin B-26 Marauder. Иван Апрелев – ведущий сотрудник ИРАОВВОВ (Исследование и реконструкция авиационных обломков времен Великой Отечественной войны), г. Санкт-Петербург – на время остановил работу по ремонту и приведению в летное состояние тяжелого бомбардировщика ТБ-3, предназначенного для авиационного музея славы. Помимо просьбы о сотрудничестве со стороны журнала L+K в поиске информации о бомбардировщиках Martin B-26 была другая уважительная причина: мощностей шлиссельбургского сталепрокатного завода имени М.В. Плеханова было недостаточно для поставки листов гофрированного металла для консолей крыла ТБ-3. Перед тем как появился дополнительный источник гофрированных листов металла (связано с отправкой Стивом Хинтоном [Steve Hinton] – директором расположенного в Китае сталепрокатнного завода – чека с солидной суммой), коллегам из ИРАОВВОВ удалось в нескольких архивах найти подробную информацию о B-26. Кроме того, в Мурманской области удалось обнаружить обломки русского Marauder-а!
По результатам испытаний было рекомендовано не заказывать бомбардировщики Marauder в больших количествах, как неподходящие для строевых частей ВВС РККА. В отчете по испытаниям было сказано, что самолеты данного типа могут успешно применяться в элитных подразделениях для проведения специальных операций.
Осенью того же года начали разворачиваться другие события. Британский военно-морской атташе уже давно просил советское командование, чтобы вооруженные силы СССР активно участвовали в пока еще не слишком эффективных усилиях британской стороны по нейтрализации опасности со стороны немецких надводных кораблей. Речь в первую очередь шла о линкоре «Тирпиц» и тяжелом крейсере «Шарнхорст», которые базировались в северной Норвегии и угрожали конвоям в северные порты Советского Союза. Советское руководство признало, что британский запрос оправдан, и, следовательно, было принято решение проявить некоторую инициативу.
Проблемы возникли, когда Северный флот начал предпринимать меры. Было установлено, что у флота нет никаких средств, которые могли бы угрожать немецкой броне. Слабый уровень подразделений фактически не выпускал их в море, подводные лодки не могли попасть к закрытым причалам Альтен-фиорда, бомбардировщики Пе-2 и штурмовики Ил-2 имели недостаточную дальность полета...ЕщёB-26B-2 в Ахтубинске
Осенью того же года начали разворачиваться другие события. Британский военно-морской атташе уже давно просил советское командование, чтобы вооруженные силы СССР активно участвовали в пока еще не слишком эффективных усилиях британской стороны по нейтрализации опасности со стороны немецких надводных кораблей. Речь в первую очередь шла о линкоре «Тирпиц» и тяжелом крейсере «Шарнхорст», которые базировались в северной Норвегии и угрожали конвоям в северные порты Советского Союза. Советское руководство признало, что британский запрос оправдан, и, следовательно, было принято решение проявить некоторую инициативу.
Проблемы возникли, когда Северный флот начал предпринимать меры. Было установлено, что у флота нет никаких средств, которые могли бы угрожать немецкой броне. Слабый уровень подразделений фактически не выпускал их в море, подводные лодки не могли попасть к закрытым причалам Альтен-фиорда, бомбардировщики Пе-2 и штурмовики Ил-2 имели недостаточную дальность полета, A-20 Boston имели малую грузоподъемность, а Ил-4 относились к частям авиации дальнего действия. Попытка атаковать хорошо защищенную гавань на немногих оставшихся Hampden-ах была чистым самоубийством.
К счастью, кто-то вспомнил о докладе НИИ ВВС, и американской военной миссии был срочно доставлен запрос на поставку двадцати бомбардировщиков B-26. Американская сторона отреагировала почти мгновенно. На авиационном заводе было взято несколько экземпляров, другие были исключены из поставок Южно-Африканским ВВС; остальная часть заявки была удовлетворена за счет войск, дислоцированных в Соединенных Штатах. В течение месяца самолеты группами по пять машин выполнили перелет по сибирскому маршруту через Аляску и Берингов пролив.
Все самолеты (B-26F-6 42-96359 разбился под Новосибирском во время перелета) были собраны на расположенной под Мурманском авиабазе Полярное, после чего началась переподготовка выбранных экипажей 24-го МТАП (командир майор Н.П. Чужевский). Во время переподготовки экипажи старшего лейтенанта Д.У. Ракова (B-26B-55 42-96287) и капитана С.О. Бакевича (номер самолета неизвестен) разбились. Также был поврежден ряд других машин.
Сложные для советских экипажей самолеты с большим количеством дефектов (как врожденных, так и ставших результатом «нежного» обращения советских механиков и суровых условий Заполярья) не пользовались популярностью в ВВС Северного флота, отдававшим предпочтение гораздо более подходящим бомбардировщикам B-25 Mitchell, которые поставлялись по ленд-лизу в значительно больших количествах.
Это определило недолгое боевое применение B-26. В рядах ВВС Северного флота они выпол...ЕщёДля возмещения потерь из НИИ ВВС было доставлены два B-26B-2 (один из них имел номер 41-17863). После двух месяцев обучения 3-я эскадрилья 24-го МТАП была готова к действиям против немецких кораблей. Однако ситуация кардинально изменилась: тяжелый крейсер «Шарнхорст» был потоплен в новогоднем бою с британскими кораблями, а линкор «Тирпиц» получил тяжелые повреждения в результате атаки британской подводной мини-лодки. Основной причины приема бомбардировщиков Martin B-26 на вооружение авиации Северного флота больше не стало.
Сложные для советских экипажей самолеты с большим количеством дефектов (как врожденных, так и ставших результатом «нежного» обращения советских механиков и суровых условий Заполярья) не пользовались популярностью в ВВС Северного флота, отдававшим предпочтение гораздо более подходящим бомбардировщикам B-25 Mitchell, которые поставлялись по ленд-лизу в значительно больших количествах.
Это определило недолгое боевое применение B-26. В рядах ВВС Северного флота они выполнили несколько постановок мин и бомбовых ударов по целям в Ботническом заливе. От атак финских истребителей были потеряны два самолета. В течение нескольких недель все машины были практически доведены до нелетного состояния. После окончания войны бомбардировщики были отправлены на слом. Один фюзеляж, якобы, до середины шестидесятых годов использовался в Полярном в качестве клуба комсомольской организации. На этом история применения в СССР бомбардировщиков Martin B-26 Marauder практически закончилась.
В сентябре прошлого года группе ИРАОВВОВ удалось найти и извлечь обломки B-26B-55 42-96287. После испытаний ТБ-3 организация планирует начать восстановление американского бомбардировщика.
Журнал L+K благодарит за помощь Ивана Пантелеймоновича Апрелева из ИРАОВВОВ за помощь в подготовке статьи.
...ЕщёЖуков о ленд-лизе«Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь
нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без
которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать
войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было
взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны.
Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько
они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить
производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас
представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии».
О
том же говорил маршал в беседе с Симоновым: «Мы… к началу войны так и
не имели необходимого нам количества высокооктанового бензина для
поступающих на наше вооружение современных самолетов, таких, как МИГи.
Словом, нельзя забывать, что мы вступили в войну, еще продолжая быть
отсталой в промышленном отношении страной по сравнению с Германией.
Говоря
о нашей подготовленно
«Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь
нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без
которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать
войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было
взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны.
Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько
они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить
производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас
представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии».
О
том же говорил маршал в беседе с Симоновым: «Мы… к началу войны так и
не имели необходимого нам количества высокооктанового бензина для
поступающих на наше вооружение современных самолетов, таких, как МИГи.
Словом, нельзя забывать, что мы вступили в войну, еще продолжая быть
отсталой в промышленном отношении страной по сравнению с Германией.
Говоря
о нашей подготовленности к войне с точки зрения хозяйства, экономики,
нельзя замалчивать и такой фактор, как последующая помощь со стороны
союзников. Прежде всего, конечно, со стороны американцев… Мы были бы в
тяжелом положении без американских порохов, мы не смогли бы выпускать
такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо. Без
американских «студебеккеров» нам не на чем было бы таскать нашу
артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой
транспорт. Выпуск специальных сталей, необходимых для самых разных нужд
войны, был тоже связан с рядом американских поставок».
Борис Соколов "Неизвестный Жуков: портрет без ретуши в зеркале эпохи"
Высокооценивал роль ленд-лиза и Микоян, во время войны отвечавший за работу
семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и
мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в
качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший
приёмом союзных поставок по ленд-лизу:
"… когда к нам стали
поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие
продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши
солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.
Или возьмём
поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом
потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа
«Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия
фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась
её маневренность и заметно возросли темпы наступления."
Вот еще Микоян:«Теперь
легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил. Он перестал иметь
больш...Ещё
Высокооценивал роль ленд-лиза и Микоян, во время войны отвечавший за работу
семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и
мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в
качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший
приёмом союзных поставок по ленд-лизу:
"… когда к нам стали
поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие
продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши
солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.
Или возьмём
поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом
потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа
«Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия
фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась
её маневренность и заметно возросли темпы наступления."
Вот еще Микоян:«Теперь
легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил. Он перестал иметь
большое значение много позднее. Но осенью 1941 года мы все потеряли, и,
если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и
другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело.»
Накануне60-летия Победы из-под спуда вышел интересный документ – донесение
председателя КГБ Семичастного первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву
(докладная 1447 от 27 мая 1963 г.). О Маршале Советского Союза,
четырежды Герое Советского Союза, бывшем заместителе Верховного
главнокомандующего Сталина – то есть о Георгии Жукове. В донесении
излагались слова Жукова об американской помощи в годы Великой
Отечественной войны, сказанные в узком кругу:
«Вотсейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали. Но ведь нельзя
отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых бы мы
не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну.
Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин! У нас не было взрывчатки,
пороха, не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы
по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам
гнали листовой стали. Разве мы могли быстро н...ЕщёСТАЛИН: «БЕЗ ЭТИХ МАШИН, ПОСТАВЛЯВШИХСЯ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ, МЫ БЫ ПРОИГРАЛИ ЭТУ ВОЙНУ»
Накануне60-летия Победы из-под спуда вышел интересный документ – донесение
председателя КГБ Семичастного первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву
(докладная 1447 от 27 мая 1963 г.). О Маршале Советского Союза,
четырежды Герое Советского Союза, бывшем заместителе Верховного
главнокомандующего Сталина – то есть о Георгии Жукове. В донесении
излагались слова Жукова об американской помощи в годы Великой
Отечественной войны, сказанные в узком кругу:
«Вотсейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали. Но ведь нельзя
отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых бы мы
не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну.
Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин! У нас не было взрывчатки,
пороха, не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы
по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам
гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство
танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют
дело так, что у нас все это было свое в изобилии».
Говорилэто маршал Жуков за 6 лет до выхода его широко известных мемуаров
«Воспоминания и размышления». В книге же он написал, что американская
помощь по ленд-лизу особой роли в ходе войны не играла, к тому же почти
на четверть преуменьшив количество танков и самолетов, полученных
Красной Армией от союзных стран.
На самом деле за время ленд-лиза союзники, в первую очередь Соединенные Штаты Америки, обеспечили:
53% всех потребностей СССР во взрывчатке, включая порох, КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ПАТРОН!
76% потребностей в меди,
106% (относительно внутреннего производства, то есть больше, чем все советское производство) — в алюминии,
223% — в олове,
138% — в кобальте,
23% от внутреннего производства — в авиабензине,
62% — в автомобильных шинах,
66% — потребностей сахара,
480% — мясных консервов (было поставлено 2 млрд 77 млн банок тушенки),
107% — животных жиров, практически весь сульфаниламид и пенициллин, которые спасли жизни тысяч и тысяч наших солдат.
С ноября 1941 года до сентября 1945 года СССР получил:
22 150 самолетов,
12 700 танков,
51 503 джипа и вездехода,
375 883 грузовика,
345 735 тонн взрывчатки,
1981 локомотив,
2 миллиона 670 тысяч тонн...ЕщёМоисееву :
На самом деле за время ленд-лиза союзники, в первую очередь Соединенные Штаты Америки, обеспечили:
53% всех потребностей СССР во взрывчатке, включая порох, КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ПАТРОН!
76% потребностей в меди,
106% (относительно внутреннего производства, то есть больше, чем все советское производство) — в алюминии,
223% — в олове,
138% — в кобальте,
23% от внутреннего производства — в авиабензине,
62% — в автомобильных шинах,
66% — потребностей сахара,
480% — мясных консервов (было поставлено 2 млрд 77 млн банок тушенки),
107% — животных жиров, практически весь сульфаниламид и пенициллин, которые спасли жизни тысяч и тысяч наших солдат.
С ноября 1941 года до сентября 1945 года СССР получил:
22 150 самолетов,
12 700 танков,
51 503 джипа и вездехода,
375 883 грузовика,
345 735 тонн взрывчатки,
1981 локомотив,
2 миллиона 670 тысяч тонн нефтепродуктов,
106 миллионов 893 тысячи тонн хлопка,
4 миллиона 478 тысяч тонн продовольствия,
331 066 литров спирта,
15 миллионов 417 тысяч пар армейских ботинок.
«Почтився наша артиллерия была на американской тяге, – писал Хрущев в
«Мемуарах». – Как-то, уже после смерти Сталина, я предложил: «Давайте
все машины, которые мы производим, дадим нашим военным, потому что
просто неприлично смотреть: идет парад, а тягачи – американские». Почти
вся наша военная техника, которая стояла в ГДР, тоже была на
американских «Студебекерах». Это неудобно, это для нас позор. Уже
сколько лет прошло, как кончилась война, а мы все еще ездим на
американской технике».
Да, знаменитые «Студебекеры» использовались в нашем хозяйстве, ходили по нашим непроходимым дорогам до 60-х годов и даже позже.
Неизвестно,как отреагировал Хрущев на донос КГБ о маршале Жукове. Что он мог
сказать и сделать, если и сам все знал, более того – сам же слышал такие
же слова не от кого-нибудь, а от Сталина, о чем и написал в своих
«Мемуарах»:
«Хотелбы высказать свое мнение и рассказать в обнаженной форме насчет мнения
Сталина по вопросу, смогли бы Красная Армия, Советский Союз без помощи
со стороны США и Англии справиться с гитлеровской Германией и выжить в
войне. Прежде всего, хочу сказать о словах Сталина, которые он несколько
раз повторял, когда мы вели между собой «вольные беседы». Он прямо
говорил, что если бы США нам не помогли, то мы бы эту войну не выиграли:
один на один с гитлеровской Германией мы не выдержали бы ее натиска и
проиграли войну. Этой темы официально у нас никто не затрагивал, и
Сталин нигде, я думаю, не оставил письменных следов своего мнения, но я
заявляю тут, что он несколько раз в разговорах со мной отмечал это
обстоятельство. Он не вел специально разговоров по этому вопросу, но
когда возникала беседа непринужденного характера, перебирались
международные вопросы прошлого и настоящего, и когда мы возвращались к
пройденному этапу войны, то он это высказывал».
Хрущев ошибался, считая, что Сталин «нигде… не оставил письменных следов своего мнения».
Оставил.На Тегеранской конференции, на встрече Рузвельта (США), Черчилля
(Великобритания) и Сталина (СССР), состоявшейся в Тегеране 28 ноября – 1
декабря 1943 года.
30ноября был день рождения Черчилля. Подняв тост в его честь,
поблагодарив за помощь, Сталин отдельно остановился на вкладе Рузвельта и
США в общую борьбу против фашизма:
«Яхочу сказать вам, что, с советской точки зрения, сделали Президент и
Соединенные Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне –
машины. Соединенные Штаты доказали, что могут производить от 8.000 до
10.000 самолетов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000
самолетов в месяц. Англия производит 3000 – 3500 в месяц, в основном
тяжелые бомбардировщики. Таким образом, Соединенные Штаты – это страна
машин. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту
войну».
Этислова Сталина зафиксированы в журнале ежедневных событий президента США
во время Тегеранской конференции. Опуб...ЕщёМоисееву :
Оставил.На Тегеранской конференции, на встрече Рузвельта (США), Черчилля
(Великобритания) и Сталина (СССР), состоявшейся в Тегеране 28 ноября – 1
декабря 1943 года.
30ноября был день рождения Черчилля. Подняв тост в его честь,
поблагодарив за помощь, Сталин отдельно остановился на вкладе Рузвельта и
США в общую борьбу против фашизма:
«Яхочу сказать вам, что, с советской точки зрения, сделали Президент и
Соединенные Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне –
машины. Соединенные Штаты доказали, что могут производить от 8.000 до
10.000 самолетов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000
самолетов в месяц. Англия производит 3000 – 3500 в месяц, в основном
тяжелые бомбардировщики. Таким образом, Соединенные Штаты – это страна
машин. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту
войну».
Этислова Сталина зафиксированы в журнале ежедневных событий президента США
во время Тегеранской конференции. Опубликовано впервые в СШАв 1961 году
в сборнике «Foreign Relations of the United States: Diplomatic Papers,
the Conferences at Cairo and Tehran, 1943». («Внешняя политика
Соединенных Штатов. Каирская и Тегеранская конференции 1943 года»).
Объемамериканских поставок по ленд-лизу – 10,8 миллиарда долларов. В
тогдашнем масштабе цен. Оплате подлежала только уцелевшая техника.
Переговоры и согласования длились до 1990 года. Тогда и была определена
итоговая сумма в 674 миллиона долларов с процентами и срок погашения –
2030 год. После распада СССР обслуживание государственного долга бывшего
СССР взяла на себя Россия – в обмен на отказ других республик от
полагавшейся им почти половинной доли в активах Советского Союза.
Россияпогасила долг в 2006 году, выплатив США 722 миллиона долларов, что
составило 6,5% от стоимости полученных СССР поставок. Общая сумма
задолженности не индексировалась с учетом инфляции. В ценах 2015 года
стоимость поставок по ленд-лизу определялась в 160 миллиардов долларов.
Ао том, что знали советские люди и что знают современные российские люди
об американской помощи, свидетельствует такой факт. В 2015 году, на
заседании областного оргкомитета по проведению торжественных мероприятий
к 70-летию Победы, губернатор (не малообразованная доярка) Владимирской
области Светлана Орлова поделилась воспоминанием: «Я была в составе
делегации, когда Черномырдин (премьер министр России в 1993 – 1998 годах
– С. Б.) ездил к Гору (вице-президент США в 1993-2001 годах – С. Б.).
Ну, я спросила у Гора: «А что же вы по ленд-лизу-то до сих пор не
рассчитались с Россией?» Он ничего мне не ответил».