После Дня Победы на полуразрушенной студии «Ленфильм» возникла идея снять красивую сказку, которая могла бы вдохнуть в людей веру в чудо, поддержав их дух в тяжелой послевоенной эпохе. Хотя время не располагало к мечтам о дворцах, балах и принцах, зрителям требовалась вдохновляющая история. Художник-постановщик Николай Акимов предложил экранизацию знаменитой сказки «Золушка», а режиссёром выбрали его бывшую жену Надежду Кошеверову.
Ещё в военные годы, Кошеверова познакомилась с актрисой Яниной Жеймо и была уверена, что та идеально подошла бы на роль Золушки — актриса, ростом всего 147 см и с обувью 31-го размера, обладала неповторимой фактурой. Когда начались разговоры об экранизации, режиссёр предложила Жеймо на главную роль. Сценарист Евгений Шварц сразу же начал писать сценарий с учётом её образа.
Однако худсовет сначала отклонил кандидатуру актрисы — ей было уже 37 лет, что казалось неподходящим для юной сказочной героини. Альтернативой предложили балерину Марию Мазун, но её отсутствие актёрского опыта сыграло против неё: на пробах она выглядела бледно на фоне Жеймо. Вопрос был решён в пользу последней. Чтобы выглядеть моложе, Янина Жеймо тщательно следила за режимом сна и предпочитала сниматься только вечером, уверяя, что утром её лицо выглядело не лучшим образом.
Для роли принца искали более зрелого актёра. Выбор пал на Алексея Консовского — 35-летнего исполнителя, чья утончённость сделала его популярным среди школьниц после премьеры. Василий Меркурьев сыграл отца Золушки, хотя был всего на пять лет старше актрисы Жеймо.
На роль мачехи изначально пробовалась Фаина Раневская, но она не восприняла задание всерьёз, создав образ светской дамы, от которого сама осталась не в восторге. Драматург Евгений Шварц надеялся увидеть в этой роли свою любимую актрису Надежду Нурм — её проба была удачной, но персонаж вышел слишком прямолинейным. Также рассматривалась оперная певица Софья Големба, однако её мачеха оказалась слишком мягкой. В итоге вернулись к Раневской, и именно её утвердили на роль. Актриса вложила все усилия в работу над образом, доведя его до совершенства.
Чтобы усилить визуальный эффект мачехи, задействовали мастера пластического грима. Из подготовленного слепка для лица Раневской были созданы накладки, однако процесс оказался слишком трудоёмким и выглядел неестественно. Тогда решили использовать более простые методы — гримёр наклеил на нос актрисы тюль с каучуковым клеем, чтобы слегка приподнять его форму, а в щёки Раневская подкладывала ватные кусочки, утверждая, что для роли ей не страшны никакие неудобства.
На роль Феи-крёстной пробовалась Любовь Орлова, но её голливудский облик плохо вписывался в сказочную атмосферу. В финале выбор пал на Варвару Мясникову, известную по роли Анки-пулемётчицы в фильме «Чапаев». А вот поиск юного актёра для образа пажа оказался долгим и трудным — режиссёр пересматривала тысячи фотографий, не находя подходящего типажа. Наконец нужный кандидат оказался в библиотеке Дворца пионеров — это был 13-летний Игорь Клименков. После «Золушки» он появился ещё в одном фильме, но спустя время оставил кинематограф ради музыки, став известным гитаристом.
Роскошные декорации для фильма создавались буквально из того, что удалось собрать. Мебель приносили из разных домов, костюмы для массовки на балу были конфискованы из берлинского театра, а часть нарядов сшита из бархатных штор. Для платьев Золушки и Феи-крёстной актриса Фаина Раневская отдала кусок шифона, привезённого из-за границы. В дело пошло даже настенное бра из её личной коллекции — его кристаллики использовали для украшений. Знаменитые хрустальные туфельки Золушки сделали из оргстекла, однако ходить в них было невозможно, поэтому Янина Жеймо появляется в этих туфлях лишь на несколько секунд.
Часто можно наткнуться на информацию, будто королевский дворец снимали в усадьбе барона фон Дервиза в селе Кирицы. На самом деле уличные сцены были сняты в Риге, а дворец оказался лишь декорацией, возведённой в павильонах «Ленфильма».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1