После успешного проекта «Печки-лавочки» Василий Шукшин стремился начать работу над фильмом о Степане Разине. Он обращался в множество инстанций, включая ЦК, но нигде не получал ясного ответа — будет ли проект одобрен и запущен в производство.
В итоге Шукшин пришёл на киноконцерн, где ему предложили сначала снять фильм о советской реальности, основанный на его собственной повести. Несмотря на споры о сценарии, связанные с проблемой изображения главного героя как уголовника, возможными обвинениями в антисоветскости и минимальным бюджетом, режиссёр увлёкся идеей реализации проекта.
История повести была вдохновлена реальными событиями из жизни одной из двоюродных сестёр Шукшина, которая вела переписку с заключённым, обещавшим приехать к ней после освобождения. Имя главной героини, Люба Байкалова, он взял в честь этой родственницы. Сценарий экранизации был написан всего за две недели, однако художественный руководитель Григорий Чухрай настоял на изменениях, чтобы преступник не выглядел героем положительного образа.
Шукшину такая идея не нравилась, что привело к затяжным обсуждениям. Автор был вынужден идти на уступки, но с каждым шагом появлялись новые требования, а сроки становились всё более жёсткими. Осознав нежелание Чухрая сотрудничать, Шукшин перешёл к Сергею Бондарчуку, и под его руководством работа над фильмом «Калина красная» была быстро запущена.
Название картины появилось благодаря народной песне «Калина красная» на музыку Яна Френкеля. Её знала Лидия Федосеева-Шукшина — она исполнила песню во время одного из свиданий с Шукшиным, когда они ещё не были супругами, и стихи произвели на него большое впечатление. Изначально планировалось, что её будут исполнять главные герои фильма — Люба и Егор.
Однако композитор Ян Френкель потребовал вознаграждение за использование мотивов произведения. В ответ Шукшин отказался от песни и включил в фильм реплику: «В газете пишут, что „Ямщик, не гони лошадей“ уже имеет автора и композитора. Глядишь, появятся свежие авторы и у песен разинских времён…».
На роль матери Егора режиссёр первоначально планировал пригласить Веру Марецкую, однако перед началом съёмок актриса заболела. Тогда её заменили местной жительницей Ефимией Быстровой, так как съёмочная группа работала в полузаброшенной деревне Мериново. История жизни Быстровой оказалась настолько близка к сценарию, что в кадре она фактически рассказывала о своих собственных сыновьях, обращаясь к Лидии Федосеевой-Шукшиной.
Эпизод снимался прямо в избе Быстровой: актриса задавала заранее подготовленные вопросы, а старушка отвечала, создавая почти монолог. Чтобы избежать искусственного поведения, оператор снимал сцену через окно, скрывая камеру от глаз Быстровой. Однако после сдачи материала на «Мосфильм» сцену с Куделихой подвергли цензуре, вырезав жалобы на маленькую пенсию и неэффективную работу сельсовета.
В процессе подготовки к съёмкам Василий Шукшин изучал документальные архивы, где среди материалов МВД обнаружил запись заключённого, исполняющего романс «Письмо матери» на стихи Сергея Есенина. Эта сцена настолько впечатлила режиссёра, что он решил включить её в фильм, сделав частью эпизода с воспоминаниями героя.
Для роли Люсьен Шукшин изначально хотел пригласить Людмилу Гурченко. Образ этой героини, связанной с криминальным миром, во многом создавался с учётом особенностей самой актрисы. После совместной поездки в Италию режиссёр наблюдал за её поведением, манерами и речью, вдохновляясь для создания персонажа.
Однако оператор убедил его поддержать кандидатуру Татьяны Гавриловой, которая из-за пристрастия к алкоголю сталкивалась с отказами со стороны других режиссёров. Вопреки сопротивлению руководства Шукшин настоял на её участии в фильме и прилагал значительные усилия для завершения работы актрисы над ролью. Несмотря на трудности, он принципиально отказался менять исполнителя и сделал всё возможное для сохранения её участия.
А вы смотрели фильм? Как вам?
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 98
За такие фильмы, таких людей, их сделавших, надо сказать спасибо тому времени.
А сейчас дети просто категорически не хотят читать...