Ставрополь, 1873–1886 1875 № 13
9-го числа Преосвященнѣйшій посѣтилъ село Большую Джалгу, поселокъ Бурукшунъ-Гашунъ и имѣлъ ночлегъ на хуторѣ "Андреевъ Курень". Церковь въ Большой Джалгѣ такъ же мала, какъ и въ Малой Джалгѣ, но утварь въ ней богатая. Такъ какъ въ этой церкви не можетъ помѣститься даже десятая доля жителей, то ими предположено устроить въ скоромъ времени новую обширную церковь.
Въ селѣ этомъ основана два года тому назадъ духовенствомъ 6-го благочинническаго округа школа, принятая Ставропольскимъ Андреевскимъ Братствомъ подъ покровительство. Въ настоящемъ учебномъ году въ этой школѣ обучалось до 120 дѣтей, въ числѣ коихъ было 5 мальчиковъ изъ калмыковъ.
При посѣщеніи школы Преосвященнѣйшимъ, изъ числа калмыковъ былъ только одинъ мальчикъ, просвѣщенный свят. крещеніемъ; прочіе же четверо умерли отъ оспы; учащихся изъ дѣтей русскихъ было до 50. Законъ Божій преподаетъ старшій священникъ отецъ Сократовъ, а въ случаяхъ невозможности быть ему въ классѣ, преподаетъ учительница.
Зданіе для школы очень хорошее и помѣстительное, но большая часть учениковъ неимѣютъ никакихъ учебныхъ книгъ по Закону Божію, чѣмъ учительница и объясняла не вполнѣ удовлетворительные успѣхи учениковъ по этому предмету. Изъ преподаннаго въ теченіе года учащіеся удовлетворительно знали только молитвы, а прочее, какъ напр. праздники Православной Церкви, почти совсѣмъ забыли.
Одинъ изъ учениковъ слова символа вѣры: "распятаго же за ны" прочиталъ такъ: "распятаго жезаны;" когда Владыка спросилъ другаго, вѣрно ли спрошенный прочиталъ означенныя слова, то и этотъ немогъ прочитать вѣрно, а произнесъ "жезаны," и ни одинъ немогъ перевести означенныхъ словъ на русскій языкъ и объяснить ихъ смыслъ.
Особенное вниманіе въ школѣ Владыка обратилъ на мальчика изъ калмыковъ, котораго испытывалъ въ знаніи молитвъ и призвалъ потомъ въ домъ священника отца Байздренко, гдѣ, между прочимъ, убѣждалъ этого мальчика, чтобы онъ незабывалъ и калмыцкаго языка, чтобы со временемъ, когда достигнетъ зрѣлаго возраста, могъ принести пользу для своихъ единоплеменниковъ; а отца Байздренко, взявшаго этого мальчика на свое попеченіе, просилъ употребить отеческую заботливость о его умственномъ и нравственномъ развитіи и особенно объ основательномъ изученіи имъ православнаго христіанскаго вѣроученія и нравоученія; въ пособіе къ содержанію его Владыка вручилъ отцу Байздренко отъ себя пѣсколько рублей.
Поселокъ Бурукшунъ-Гашунъ, который Владыка посѣтилъ послѣ Большой-Джалги, по населенію довольно многолюденъ (до 1500 душъ обоего пола) и расположенъ зреди степи, еще нетронутой плугомъ и сохою; даже около самыхъ жилищъ степная трава сохранила всю свою свѣжесть; къ сожалѣнію, жители терпятъ большой недостатокъ въ водѣ и пьютъ воду горько-соленую, которая вредна для здоровья не только людей, но и скота. Не смотря на весьма недавнее переселеніе сюда, жители построили небольшой молитвенный домъ и усердно просили Преосвященнаго о назначеніи къ нимъ священника и псаломщика, давъ обязательство обезпечить ихъ въ содержаніи и доставлять имъ хорошую воду, находящуюся верстахъ въ 12 отъ поселка; просьбу эту Преосвященный обѣщался исполнить и вскорѣ, по возвращеніи въ Ставрополь, назначилъ въ этотъ новый приходъ священника.
На хуторѣ Андреевъ-Курень, кромѣ владѣльца Н. Я. Барабаша, встрѣтившаго Владыку съ хлѣбомъсолью, встрѣтили его: священникъ села Новодимитріевскаго отецъ Димитріевъ, къ приходу коего относится хуторъ, чиновникъ Большедербетовскаго улуснаго правленія и членъ-секретарь Ставропольскаго Статистическаго Комитета I. В. Бентковскій, прибывшій сюда съ цѣлію сопровождать Владыку по калмыцкой степи, какъ неразъ бывавшій въ этой степи и хорошо изучившій бытъ калмыковъ, Хозяинъ дома г-нъ Барабашъ принялъ Владыку со всѣмъ радушіемъ русскаго хлѣбосола и, во время довольно продолжительной прогулки по степи и вечерняго чаю и закуски, разсказалъ много любопытнаго о своей и сосѣднихъ земляхъ и о веденіи хозяйства, а г-нъ Бентковскій сообщилъ не мало интересныхъ свѣдѣній объ образѣ жизни калмыковъ, ихъ вѣрованіяхъ и обычаяхъ.
10-го числа, около 9 часовъ утра, Преосвященнѣйшій выѣхалъ изъ Андреева Куреня и верстахъ въ 7 отъ этаго хутора останавливался на нѣсколько минутъ въ деревнѣ Мокрая Тахта, гдѣ убѣждалъ встрѣтившихъ его жителей, отъ которыхъ приходская церковь находится въ 17 верстахъ, не забывать храма Божія и, по мѣрѣ возможности, посѣщать оный по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ. По отдаленности отъ села Новодимитріевскаго, куда Тахтинцы возятъ покойниковъ для погребенія, они просили разрѣшенія хоронить своихъ мертвецовъ вблизи ихъ деревни, каковую просьбу Владыка обѣщалъ исполнить.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 18
Если укажем фамилию и имя, может кто из людей и вспомнит! Тете маминой , Нине, должно быть по возрасту 96 лет!! Возможно и жива еше́!!
Например, некоторые из них:
- х. Белокопанский
- арт. «Будённовец»
- с. Дербетовка
- х. Колосова Кузьмы
- х. Ляшенко Карпа
- х. Трегубова Алексея
- х. Чубенко Власа
- х. Совы Василия
- х. Совы Дмитрия
- х. Совы Ефима
- х. Совы Тимофея
Все «розовые» земли это земли частного владения.