49 метров
Мать 13 лет ездит на место гибели сына
Чебоксарский парень был членом команды "Адмирала Нахимова"
31 августа исполняется 13 лет лет со дня гибели теплохода "Адмирал Нахимов", унесшей жизни 436 человек. Каждый год в последний день лета родственники утонувших едут к месту катастрофы, чтобы бросить в морские волны цветы. Среди них - наша землячка, Валентина Витальевна Соколова.
О трагедии она узнала из программы "Время". Еще ничего не было известно о жертвах, но сердце зашлось от боли: сын погиб!
60-летний пароход утонул за десять минут
Германский лайнер "Берлин" в годы войны служил плавучим госпиталем и, подорвавшись на мине в 1945 году, затонул в Балтийском море. В 1946 году пароход подняли и оборудовали под туристический теплоход, который теперь уже под советским флагом совершал круизы по Черному морю. 31 августа 1987 года в 22 часа 30 минут огромный, сверкающий огнями "Адмирал Нахимов" вышел из Новороссийска и взял курс на Сочи. В семи милях от гавани в 23.15 в его борт на скорости в десять узлов (около 20 км в час) под углом в сто градусов всей своей массой ударил сухогруз "Петр Васев". По инерции "Нахимов" продолжал идти вперед, в его борту образовалось рваное отверстие площадью около 80 кв м. Судно начало крениться и через семь-восемь минут затонуло. На борту злополучного корабля находилось 1096 туристов и 302 члена команды.
Саша бредил морем
- Саша у меня родился в "рубашке", - вспоминает Валентина Витальевна. - И я всегда верила в его счастливую звезду. Растила я его одна, муж погиб, когда Саше и двух лет не было. Как-то мы с сыном в отпуск съездили на море, и с тех пор он прямо "заболел" им. Кончил Одесское мореходное училище, получил направление на "Нахимов", так и работал там. Когда я собиралась в дорогу, все успокаивала себя: Саша хорошо плавает, знает корабль, не может он погибнуть, - а руки безотчетно уложили на дно дорожной сумки черное платье.
- Когда я приехала в Новороссийск, - продолжает Валентина Витальевна, - водитель такси даже не взял с меня денег, узнав, что мой сын на "Нахимове". В коридоре горисполкома висели списки спасенных, но фамилии Саши я не нашла. Тех, кто не обнаружил своих близких в этих списках, повезли на пятнадцатый причал. Там стояло пять рефрижераторных вагонов с погибшими. Это была страшная картина. Окоченевшие тела мужчин, женщин лежали с картонными номерами на груди. Меня поразила девушка с голубыми волосами. Когда я присмотрелась, поняла, что она была в синей масляной краске. Я представила весь смертный ужас людей, утопавших в ядовитом месиве.
Вместо сына - капсула с илом
Те, кто находил родных, бились в истерике, плакали, кричали. Ужас! Не могу вспоминать об этом без содрогания. Прямо на причале погибших отмывали от мазута и краски, фотографировали, сразу оформляли необходимые бумаги и рассылали страшный груз по всей стране. Сына я здесь не нашла ни в первый день, ни потом. С каждым днем спасатели находили все меньше тел, и 19 сентября, после гибели водолаза, было решено прекратить поиски. Я даже завидовала тем, кто нашел, пусть мертвых, близких. Мне предложили капсулу с илом со дна, где лежал "Нахимов", но я не смогла взять ее. Это показалось мне предательством: положить в гроб черный пенал размером в 20 сантиметров вместо тела сына я не смогла.
Когда все надежды найти Сашу пропали, я пошла на причал, откуда в тот страшный вечер 31 августа ушел мой сын. Услышала, что небольшой водолазный катер собирается "сбегать" к "Нахимову", и попросилась с ними. Когда мы отошли от берега, я посмотрела на часы: было 22 часа 30 минут. Именно в это время отправился в свой последний рейс мой сын.
"Теперь будет конец"
Я разговаривала со многими, кому удалось спастись, и нашла человека, который видел, как Саша погиб. Вот что он мне рассказал:
- Когда произошло столкновение, пароход резко накренился. Спускать шлюпки не было времени. Крики, вопли, рев... "Спасите!", "Мама! Мамочка! Я хочу жить!!" Никогда не забуду эти голоса... Люди катились по палубе кубарем. За ними все летело, крушилось, падало. Пароход уже лег на борт. Саша был с девушкой, которая спросила, что теперь будет, а он улыбнулся и ответил: "Теперь будет конец". В воде они оказались рядом. Девушка не умела плавать, Саша поддерживал ее. Тут к ним прибилась тонущая женщина, стала цепляться за них, и они все вместе ушли под воду. Судно затонуло очень быстро. Если "Титаник" тонул 2 часа 40 минут, то "Нахимову" хватило и 10-ти минут...
"Нахимов" должны были списать
- Вот такой у меня был сын. Не умел оттолкнуть, обидеть, отказать, - плачет Валентина Витальевна. - Конечно, я хотела знать все, что хоть как-то было связано с Сашей. Общаясь с очевидцами трагедии, поражалась множеству мистических совпадений и примет. Я узнала, что лайнер был построен на той же судоверфи, что и "Титаник", и спущен на воду 15 апреля 1925 года, ровно через тринадцать лет после гибели знаменитого парохода. В 1946 году при работе по подъему парохода тоже погиб водолаз. С ужасом я услышала, что рейс, в который отправился "Адмирал Нахимов", должен был быть последним, и одна московская кинокомпания уже заключила договор с пароходством о предоставлении списанного парохода для съемок фильма "Катастрофа", в конце которого судно должно было быть затоплено. Мне рассказали, что при переходе от Ялты в Новороссийск на теплоход прилетели два аиста и сели отдельно, а это к разлуке. Но больше всего меня поразило то, что мой сын взял в рейс книгу "Последняя ночь "Титаника".
Море не вернуло мне сына, теперь он стал его частью. Нынче двенадцатый раз я поеду в Новороссийск. Каждый год 31 августа ровно в 22.30 от причала отходит теплоход, на котором собираются родственники погибших, и идет к месту, где на глубине 49 метров лежит остов погибшего лайнера, ставшего могилой для наших родных.
Записала Людмила ТКАЧУК. "Ведомости ЧР", № 39, 1999.
Нет комментариев