К сожалению, в полном составе полк с войны не вернулся. Боевые потери полка составили 32 человека.
Несмотря на то, что летчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.
После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где падали самолеты, и разыскала могилы всех погибших.
Самым трагичным эпизодом в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолета.
Немецкое командование, раздраженное постоянными ночными бомбежками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей.
Это стало полной неожиданностью для советских летчиц, которые не сразу поняли, почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолеты.
Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полеты были прекращены, но до этого немецкий летчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста, Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов.
Еще один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии.
В ту ночь погибли Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина со штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.
Однако помимо боевых были и иные потери.
Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулеза умерла начальник связи полка Валентина Ступина, а 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолет, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся.
В итоге летчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале.
В живых осталась только одна летчица — Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы: у нее были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей она стала инвалидом 2-й группы.
Также погибали экипажи еще и до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.
К сожалению, выживших «ночных ведьм» после войны многие забыли.
В 2013 году в почтенном 91-летнем возрасте тихо ушла из жизни гвардии майор запаса Надежда Васильевна Попова, последняя из двадцати трех боевых летчиц — «ночных ведьм», награжденных в годы войны Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Тихо, потому что в день ее смерти, 6 июля, о случившемся коротко сообщили разве что несколько информагентств.
Комментарии 93
За мирное время, за неродивших ими детей, за недолюбивших жизнь....
Память почти стёрла их подвиги в масштабах нового поколения, но мы обязаны об этом помнить...
Без слез действительно невозможно слушать песню в исполнении Елены Камбуровой.....
Светлая память девчатам!
Лидия Толченникова
588(46) - 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк имени "Марины Расковой"
Все как одна, они прекрасно знали,
Что жизнь даётся только раз – один,
Но раз за разом «Ласточки» взлетали,
Их тройка «птиц» выстраивала клин.
Лучи кромсали небо на квадраты,
Здесь каждая минута дорога,
Кабины самолёта тесноваты,
Для карты - голенище сапога.
Любили, холили свою машину,
Букет цветов кабину украшал,
Красиво распевали про чужбину,
А парашют, в кустах их поджидал.
Нет пулемёта, даже автомата,
Всего-то, лишь ТэТэ в её руке,
Но ловкие, умелые девчата,
Додумались поставить – ПэПэРэ…
А девочкам, всего семнадцать – двадцать лет,
Все вышивали незабудку на портянку,
- Но, почему фашист так прёт? - кто даст ответ,
Что сил кричит - Огонь! По - вражескому танку!
Ну как возможно взвесить груз, что поднимали,
Ведь бомбы весят сотню – тысяч килограмм,
Всем - От винта! - то «Ласточки» в ночи взлетали,
Смерть, размещая для нацистов по - крылАм.
Ф...ЕщёЛасточки - посвящается
Лидия Толченникова
588(46) - 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк имени "Марины Расковой"
Все как одна, они прекрасно знали,
Что жизнь даётся только раз – один,
Но раз за разом «Ласточки» взлетали,
Их тройка «птиц» выстраивала клин.
Лучи кромсали небо на квадраты,
Здесь каждая минута дорога,
Кабины самолёта тесноваты,
Для карты - голенище сапога.
Любили, холили свою машину,
Букет цветов кабину украшал,
Красиво распевали про чужбину,
А парашют, в кустах их поджидал.
Нет пулемёта, даже автомата,
Всего-то, лишь ТэТэ в её руке,
Но ловкие, умелые девчата,
Додумались поставить – ПэПэРэ…
А девочкам, всего семнадцать – двадцать лет,
Все вышивали незабудку на портянку,
- Но, почему фашист так прёт? - кто даст ответ,
Что сил кричит - Огонь! По - вражескому танку!
Ну как возможно взвесить груз, что поднимали,
Ведь бомбы весят сотню – тысяч килограмм,
Всем - От винта! - то «Ласточки» в ночи взлетали,
Смерть, размещая для нацистов по - крылАм.
Фашист от звука «ос», готов к земле прижаться,
Боялся ночью двигаться, курить и спать,
«Ночные ведьмы»… - надо как – то защищаться,
За них готов награду, отпуск получать...
И факел ночью сердцем Данко загорался,
На утро, пепла бугорок смогли найти,
Отряд девчат отважных горестно прощался,
Но снова все в ночное небо гордо шли ...
Конечно встречи, радость и Победа,
В Берлине надписи оставили как все,
И каждый обнимал и друга, и соседа,
Народ Европы благодарен был стране.
— писали французские бойцы полка «Нормандия-Неман».
Мировая история не знала аналогов ситуации, когда весь состав полка состоял только из одних женщин. Боевые вылеты они совершали на легкокрылых У-2. Комиссар дивизии называл их «небесными амазонками», они воевали наравне, а иногда и лучше мужчин. Они "бросили перчатку" мужчинам, а инициатором выступила Татьяна. Она была авторитетом у своих боевых подруг, ей доверяли, полет с ней почитался за честь. Немцы боялись их и называли "ночными ведьмами".
Однажды они отступали до предгорий Кавказа, гибель подруг не сломила боевого духа летчиц, а только еще больше сплотила. На станице Ассиновской поступил приказ грудью стоять за Грозный и Орджоникидзе. Фашисты не должны были добраться до советских нефтяных баз. Ночных полетов было очень много. Девушки летали под девизом: «Сам погибай, а товарища выручай!» Условия были очень сложные, враги часто слепили светом прожекторов.
В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть. Места...Ещё— вспоминали летчицы:
Мировая история не знала аналогов ситуации, когда весь состав полка состоял только из одних женщин. Боевые вылеты они совершали на легкокрылых У-2. Комиссар дивизии называл их «небесными амазонками», они воевали наравне, а иногда и лучше мужчин. Они "бросили перчатку" мужчинам, а инициатором выступила Татьяна. Она была авторитетом у своих боевых подруг, ей доверяли, полет с ней почитался за честь. Немцы боялись их и называли "ночными ведьмами".
Однажды они отступали до предгорий Кавказа, гибель подруг не сломила боевого духа летчиц, а только еще больше сплотила. На станице Ассиновской поступил приказ грудью стоять за Грозный и Орджоникидзе. Фашисты не должны были добраться до советских нефтяных баз. Ночных полетов было очень много. Девушки летали под девизом: «Сам погибай, а товарища выручай!» Условия были очень сложные, враги часто слепили светом прожекторов.
В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть. Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами.
Полет продолжался около часа — достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой. За одну летнюю ночь успевали сделать 5 — 6 боевых вылетов, зимой — 10 — 12. Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, и при сильном артобстреле», — вспоминала Евдокия Рачкевич.
«Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ» — вспоминали летчицы.
«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница…»
За все годы сражений полк потерял всего 32 бойцов, потери по меркам войны мизерные. Спасал девушек высочайший профессионализм. Условия жизни и работы были тяжелейшими, но они не отчаивались и успевали даже прихорашиваться после ночных вылетов. Праздником считали дни, когда приезжала «вошебойка», специальная печь, в которой прожаривали одежду. В остальное время гимнастерки и брюки стирали бензином. Немцы привыкли, что война идёт по расписанию – днём воюем, вечером плотно закусываем гороховой колбасой, ночью спим. И вдруг с назойливостью комара над спящими воинами Рейха начинает жужжать какая-то «кофемолка» или «швейная машинка». Да не просто жужжит всю ночь, а ещё и пребольно кусается! Очень скоро гитлеровцы стали бояться маленьких фанерных машинок не меньше, чем бронированных штурмовиков, а за сбитый У-2 положили награду – Железный крест.Преодолевая все трудности и лишения, авиаполк воевал, и воевал успешно, закончив свой боевой путь в Германии. За годы войны было произведено более 23 тысяч боевых вылетов, сброшено на врага почти 3000 тонн бомб. В 1943-м году он стал 46-м гвардейским, за боевые успехи был награждён орденами Красного Знамени и Суворова. Звания Героя Советского Союза были удостоены 24 «ведьмочки».
«В Белоруссии мы начали активно «болеть» вышивкой, и продолжалось это до конца войны. Началось с незабудок. Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдет. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк…
«Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи. Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки. Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Берша...ЕщёВ минуты отдыха девушкам понравилось вышивать:
«В Белоруссии мы начали активно «болеть» вышивкой, и продолжалось это до конца войны. Началось с незабудок. Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдет. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк…
«Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи. Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки. Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Бершанская — роз, крестом, Анька вышивает маки, а Ольга читает нам вслух. Погоды не было…»
Если не было ночных полетов, то днем девушки играли в шахматы, писали письма родным, читали или, собравшись в кружок, пели. А еще вышивали «болгарским крестом». Иногда девушки устраивали вечера самодеятельности, на которые приглашали авиаторов соседнего полка, которые тоже летали по ночам на «тихоходах»