Корпус парохода был традиционно клёпаный. Отделка была сделана под руководством Пауля Людвига Трооста.
«Берлин» участвовал в спасательной операции, когда 13 ноября 1928 года неподалёку от Нью-Йорка затонул английский пассажирский пароход «Вестрис». Тогда на его борт было поднято 23 человека. Переоборудование и модернизация пассажирских помещений была проведена на судне в 1932 году. Последний линейный рейс «Берлин» совершил летом 1938 года. Трансатлантические переходы стали невыгодными, и с этого времени пароход стал использоваться как круизное судно в рейсах на Шпицберген или в Средиземное море.
До Второй мировой войны он использовался как пассажирский лайнер, но с её началом пароход переоборудовали в плавучий госпиталь.
15 июля 1939 года на судно пришёл секретный приказ командования военно-морских сил следовать в Восточную гавань Свинемюнде, для доставки в Мемель подразделения «трудовой армии». После этого, 12 сентября 1939 года «Берлин» взял курс на Данциг, чтобы там использоваться по новому назначению.
Всю Вторую мировую войну, до 31 января 1945 года пароход прошёл в качестве госпитального судна. В январе 1945 года пароход «Берлин» под большой охраной подошёл к Либаве (ныне Лиепая) для эвакуации части войск из окружённой немецкой курляндской группировки. 31 января 1945 года в «Поморской бухте», на рейде Свинемюнде «Берлин» подорвался на мине. Несмотря на пробоину 6×8 м, судно продолжало двигаться. Вскоре он получил вторую пробоину от повторного подрыва и судно оказалось подтопленным на глубине 13 метров (осадка равнялась 9 метрам).
По словам водолаза Н. М. Тюрикова, пробоины в корпусе были большими, а сам корпус был очень крепким. При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв, и судно опять погрузилось на дно, придавив водолаза Тимофея Старченко, который по счастливой случайности оказался в донном углублении. Водолаза спасли его товарищи.
Вторично судоподъём был осуществлён 17 сентября 1947 года, после чего пароход был переименован в «Адмирал Нахимов» и позже был отведён в док Кронштадтского завода для частичного ремонта, проведения освидетельствования и составления «Технического проекта восстановительных работ».
С 1949 по 1957 год «Адмирал Нахимов» проходил капитально-восстановительный ремонт на верфях в ГДР. С 1957 года в составе пассажирского флота СССР, судовладелец — Черноморское морское пароходство. Первый капитан под советским флагом — Николай Антонович Соболев сравнивал внутреннее убранство судна с «дворцом или музеем».
В первом же рейсе, который состоялся 8 июня 1957 года, капитану Соболеву посыпались жалобы на плохую вентиляцию, духоту, отсутствие притока свежего воздуха. Пожарные заслонки постоянно падали, перекрывая вентиляцию. В каюты 3-го класса воздух вообще не поступал. Лишь спустя некоторое время удалось обнаружить, что вентиляция в эти каюты просто не была подведена. Задыхающиеся пассажиры раскрывали настежь иллюминаторы, в результате чего при малейшем крене или волнении моря вода захлёстывала иллюминатор и попадала в каюту.
Большая осадка судна не позволяла принимать «Адмирал Нахимов» в мелководных портах прямо к причалу, поэтому приходилось производить посадку и высадку пассажиров на рейде и с помощью катеров доставлять на берег. Существовала проблема пополнения запасов пресной воды, отсутствие буксиров и недостаточная манёвренность судна. Однако, спустя некоторое время, стараниями капитана Соболева многие из перечисленных проблем были решены, а через 10 лет плавания судно было полностью кондиционировано и стало отвечать всем современным требованиям.
Экипаж парохода в одном из рейсов выступил с инициативой проведения 3—4 часовых морских прогулок во время дневных стоянок судна в порту в круизах. Впоследствии морские прогулки стали массовым явлением и оказались очень популярными среди местного населения. Экипаж проводил морские прогулки в каждом порту, и пароход постоянно имел полную загрузку. Имя парохода «Адмирал Нахимов» становилось известно во многих городах Советского Союза, часто упоминалось на страницах местных газет.
В 1962 году одесский режиссёр Ковальчук снял телефильм, героями которого были члены небольшой семьи, решившие провести свой отпуск на пассажирском лайнере «Адмирал Нахимов». Фильм вышел под названием «15 дней одного года» обошёл экраны страны, вызвал большой интерес к морским путешествиям и способствовал пропаганде нового вида отдыха. Кадры «Адмирала Нахимова», стоящего на рейде близ Евпатории, появляются также эпизодически в фильме 1964 года «До свидания, мальчики».
В 1962 году, во время Карибского кризиса, «Адмирал Нахимов» был привлечён для перевозки солдат и выполнения других операций и рейсов на Кубу.
В последующие годы пароход совершил несколько путешествий продолжительностью до года. В летние месяцы на судне проходили практику студенты высших и средних специальных морских учебных заведений. Круглогодично на судне стажировались курсанты ШМО и ПТУ, многие из них работали на штатных должностях. В 1977 году экипаж судна во главе с бессменным капитаном отпраздновали 20-летие безаварийного плавания.
В 1978 году капитан Соболев вынужден был уйти на пенсию по состоянию здоровья. В 1980 году на борту парохода «Адмирал Нахимов» проходили съёмки художественного фильма «Дамы приглашают кавалеров». В 1984 году капитаном «Адмирала Нахимова» становится 56-летний Вадим Георгиевич Марков, перешедший на пароход с линий загранплавания и возглавлявший до этого экипажи таких судов как «Леонид Брежнев», «Фёдор Достоевский», «Армения».
На 4 квартал 1986 года планировался его вывод из флота Черноморского пароходства. То есть тот злополучный рейс 31 августа 1986-го года был одним из последних.
В 22:00 «Нахимов» отошёл от новороссийского причала, а балкер (судно для перевозки насыпных грузов, в момент столкновения перевозившее зерно) «Петр Васев» приближался к бухте.
По правилам навигации «Адмирал Нахимов» должен был пропустить сухогруз, но диспетчер порта связался с капитаном балкера Виктором Ткаченко и попросил пропустить лайнер. Тот согласился, и почти сразу же оба корабля связались друг с другом и подтвердили готовящийся манёвр. В 23:00 капитан «Нахимова» Вадим Марков выставил курс, передал управление помощнику и ушёл в свою каюту (там были приборы, показывающие курс).
Помощник капитана несколько раз запрашивал пеленг, видел, что расстояние между судами сокращается, и по радиотелефону вышел на связь с сухогрузом, - мол, в силе ли договорённость о пропуске, и получил на то подтверждение.
А вот капитан сухогруза Виктор Ткаченко, полагаясь на систему автоматической радиолокационной прокладки курса, не следил за обстановкой. Команду уменьшить ход, а затем «полный назад» он отдал слишком поздно. Столкновение произошло почти под прямым углом. Сухогруз врезался в правый борт «Адмирала Нахимова» и сделал пробоину около 80 квадратных метров. Лайнер же продолжал движение (капитан пытался и увести «Нахимова» на мель) - из-за чего пробоина только увеличилась.
С него успели спустить лишь несколько надувных плотов. Почему-то не была объявлена эвакуация, началась паника. «Нахимов» перевернулся на правый борт и затонул за восемь минут. Многие, оказавшись в воде, попали под винты сухогруза, продолжавшие работать. Спасательная операция длилась несколько дней, хотя все выжившие спаслись только в ночь катастрофы 31 августа 1986 года.
Мазут и дизельное топливо вытекали в море, и большинство спасённых оказались перепачканы ими с ног до головы, скользкий мазут мешал людям хвататься за верёвки во время попыток спасти их. Из 897 пассажиров и 346 членов экипажа в ту ночь погибли 423 человека. После случившегося водолазы обследовали помещения затонувшего парохода и доставали тела.
Но 19 сентября, после того как в завалах в затопленном пароходе погиб второй водолаз, поиски решили прекратить. Виновными в трагедии признали троих: обоих капитанов — Маркова и Ткаченко. И помощника капитана «Адмирала Нахимова» Чудновского – того самого, который наблюдал сближение судов, связывался с «Петром Васевым», но по сути ничего не предпринял.
Обоих капитанов приговорили к 15 годам лишения свободы, но в 1992 году они оказались на свободе после помилования президентами России и Украины. Чудновский же утонул вместе с «Нахимовым»: некоторые свидетельства говорят, что он сам заперся в каюте.
По свидетельствам выживших в катастрофе, на краю гибели ярко проявлялась истинная сущность людей. Были те, кто отнимал у других жилеты, взрослые дрались с детьми за любое плавсредство, будь то кусок обшивки, спасательный круг, деревянная лавка или шезлонг. Но были и те, кто до последнего вместе с членами экипажа помогал спасаться старикам, женщинам и детям, отдавая им свои жилеты.
Многие пассажиры выжили благодаря бортпроводнице Татьяне Фёдоровой, которая на верхней палубе надевала на пассажиров спасательные жилеты. Люди вспоминали, что она была островком спокойствия в творящемся кругом безумии, сосредоточенно и быстро делала свою работу, не поддаваясь эмоциям. В городе Павлограде в честь скромной и мужественной Татьяны Фёдоровой названа улица. Она раздавала жилеты другим, но сама спастись не успела, геройски погибнув в ту злополучную ночь. Её тело нашли лишь через пару дней.
В одном из коридоров парохода погибла и 28-летняя бортпроводница Вера Федорчук. Она бросилась к стеллажу с запасными ключами от кают, но он упал и разбился. В темноте ей понадобилось время, чтобы найти ключи на ощупь, но спасти детей из ловушки она успела не всех — в считаные минуты судно ушло на дно.
У сухогруза «Пётр Васёв» сложилась иная судьба. Сразу после катастрофы кто-то на нём написал чёрной краской и крупными буквами "УБИЙЦА". Через неделю надпись стёрли, а после ремонта исчезло и само название корабля. Следующим именем его стало «Подольск». После чего он был переименован ещё пять раз, а в 2012 году списан и разделан на металлолом.
Сейчас над местом, где лежит «Адмирал Нахимов», в 15 км от Новороссийска и 4 км от берега Кабардинки, не слышен шум винтов кораблей, там закреплён лишь сигнальный буй. Суда обходят этот участок стороной, здесь нельзя становиться на якорь, погружаться водолазам и использовать подводные аппараты.
В хороший бинокль этот буй виден с монумента, который через год, 31 августа 1987 года - в память о погибших - был установлен в Кабардинке на мысе Дооб, у маяка.
Материал
База антиквариата & Общество коллекционеров
Нет комментариев