Мы не будем идеализировать советское общество: там были свои проблемы. И семейные драмы были, и разводы с изменами случались. Но советский экономический базис — с общественной собственностью на средства производства, куда более низким уровнем имущественного расслоения и отсутствием агрессивной потребительской рекламы — объективно сдерживал превращение любовных отношений в товарно-денежный обмен. Материальные различия между людьми были меньше, а значит, имущественный фактор в выборе партнёра играл более ограниченную роль.
Да, и тогда существовали браки «по расчёту» — СССР не был обществом построенного коммунизма, он сохранял многие рудименты капитализма. И меркантильных мещан хватало. Однако при всех имевшихся противоречиях социалистической системы, выбор спутника жизни в ней был свободнее от поиска материальной выгоды и чаще основывался на личных симпатиях.
«Рынок» изменил отношения полов в нашей стране. Реставрация капитализма принесла резкое имущественное расслоение, нестабильность труда, культ потребления и брендов. Мужчинам массовая культура через рекламу, шоу-бизнес и медиа навязывает потребительское отношение к женщине: как к источнику плотских удовольствий или «статусному атрибуту». Женщин приучают выставлять мужчинам «базовый минимум» требований — набор благ, который ухажёр обязан обеспечить в обмен на близость и отношения.
Популярных песенок, подобных той, что мы прикрепили к посту, не одна и не две. В них транслируется рыночная логика: чувства и тело можно отдавать лишь в обмен на материальные гарантии. Такое "искусство" является не только отражением рыночной действительности, но и частью механизма её воспроизводства. Массовая культура — надстройка экономического базиса, но она и сама в свою очередь служит инструментом закрепления товарных отношений в сфере личного.
Идеалисты не устают говорить об утраченных «традиционных семейных ценностях». Марксисты же знают: определяют отношения людей не проповеди и «правильные» или «неправильные» мысли в их головах, а экономический строй общества. Надстройка меняется вслед за базисом. При социализме материальные различия между людьми уменьшаются, и любовь получает больше шансов быть отношениями между личностями. А капитализм и продолжение рода, и сопутствующую ему романтику превращает в вопрос торговый.
Энгельс писал, что брак при капитализме – это по сути обмен интимных отношений на материальное обеспечение. Теперь этот обмен встроен в глобальный рынок, а критерии «товарной ценности» партнёра формируются через мировые бренды, соцсети и так называемую индустрию развлечений. В обществе, основанном на купле-продаже, и любовь неизбежно становится товаром. Как и всё остальное.
Поэтому разговор о «защите семейных ценностей» без изменения экономического строя общества — пустое лицемерное буржуазное морализаторство. Лишь разрушив систему, где человек человеку — товар, можно создать условия, при которых любовь станет настоящей бескорыстной человеческой связью без рыночного отчуждения и принуждения.
Думай сам/Думай сейчас
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев