Традиционно на этом мероприятии говорится об ужасном злодеянии читинских большевиков, которые приказали красногвардейцам расстрелять мирное шествие верующих. Их называют одними из первых, кто пострадал за веру в годы гонений.
В целом, клириками дело представляется достаточно просто и кто в той истории злодеи тоже не вызывает сомнений. В этом нет ничего удивительного просто потому, что любая организация, имеющая идеологию, ведет свою пропаганду исходя из собственных представлений и РПЦ в данном случае не исключение. Однако, еще в 2017 году митрополит Димитрий совершенно справедливо заметил: "Мало кто знает, например, о расстрелянном в 1918-м году Крестном ходе в Чите". К сожалению крестные ходы Читинской епархии, посвященные тем далеким событиям, не добавляют нам знаний о них, а между тем они весьма интересны.
Установившаяся в феврале 1918 года советская власть в Забайкалье, начала проводить в жизнь декреты Совнаркома и, в частности, декрет об отделении церкви от государства. Одним из важных положений этого декрета было создание органов ЗАГСа. До революции все записи о рождениях, браках и смертях велись Церковью, которая являлась важной частью государственной бюрократической машины Российской империи. Теперь советская власть создавала свои органы ведения учета и требовала от РПЦ передать соответствующую документацию.
14 июня 1918 года советскими властями Забайкалья было подписано постановление "О свободе совести, церковных и религиозных обществах", а епископ Забайкальский и Нерчинский Мелентий был уведомлен о необходимости передать документы о гражданском состоянии населения из архива Забайкальской духовной консистории. Их выемка был запланирована на 17 июня.
В этот день для получения документов в консисторию прибыл комиссар по делам исповеданий Иванов и представители Бюро по народному образованию Добромыслов и Макарова. Однако диакон Маккавеев отказался передать ключи от архива и заявил, что члены консистории не подчиняются распоряжениям советской власти. Иванов, который по совместительству был еще и начальником читинского гарнизона и мог бы приказать сопровождавшим его красногвардейцам применить силу, пытался воздействовать на церковников уговорами. На его разумное замечание что он выполняет распоряжение советской власти Маккавеев ответил, что "у вас своя власть, а у нас своя". В итоге, изъять дела в этот день предствителям советской власти так и не удалось и на применение силы они не решились.
18 июня история повторилась. Только на этот раз, представители власти действовали более решительно и сумели нагрузить делами одну телегу. При этом духовные лица консистории тоже не остались в стороне и активно противодействовали изъятию документов, несмотря на присутствие усиленного наряда милиции. В конечном итоге, диакон Маккавеев и несколько клириков были арстованы и отправлены в Читинскую тюрьму. Это событие стало поводом для активных действий членов недавно образованного Союза православных приходов Забайкальской епархии.
Утром 19 июня они организовали на Соборной площади митинг, который позже превратился в крестных ход по улице Александровской (Амурской) к тюрьме. В ходе участвовало около 500 человек самые рьяные из которых, по мере движения набрасывались на постовых милиционеров и отбирали у них оружие. Шествие сопровождалось церковным пением и антисоветскими выкриками. Первую редкую цепь красноармейцев, пытавшихся прегродить дорогу, толпа легко разоружила. Дойдя до пересечения с улицей Камчатской (Столярова), крестный ход наткнулся на еще один немногочисленный советский отряд. Его командир потребовал от толпы остановится, но в ней послышались голоса: "Идите, идите, стрелять не будут" и движение продолжилось. Тогда красноармейцы дали залп в воздух. Толпа запаниковала и неожиданно раздались выстрелы со стороны. В результате была убита работница типографии Баранова и ранено еще три человека. Проведенная позже судмедэкспертиза установила, что стреляли со стороны Окуловского подворья, а одна из женщин получила ранение дробью, в то время как красноармейцы были вооружены винтовками Мосина.
Вот собственно и вся история про "расстрел крестного хода большевиками в Чите в 1918 году". Думаю, совершенно очевидно, что залп из трехлинейных винтовок по толпе привел бы к совершенно другим жертвам, но тут каждый сам делает выводы.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1