Мечта о путешествиях быстрее света терзает умы человечества не одно десятилетие. Научная фантастика подарила нам варп-двигатели (англ. Warp drive, двигатель искривления) , позволяющие космическим кораблям преодолевать огромные расстояния за считанные часы. Но что говорит наука? Возможен ли варп-двигатель в принципе, или это красивая, но несбыточная мечта? Вопрос, как оказалось, далеко не праздный, и физики всего мира продолжают биться над ним, не приходя к однозначному ответу.
Первый серьезный шаг к научному обоснованию варп-двигателя был сделан в 1994 году мексиканским физиком Мигелем Алькубьерре. Он предложил концепцию, согласно которой корабль не движется быстрее света в привычном понимании, а скорее «скользит» по искривленному пространству-времени. Представьте себе лист бумаги: чтобы добраться из точки А в точку Б напрямую, нужно пройти определенное расстояние. Но если сложить лист так, чтобы точки А и Б оказались рядом, достаточно просто «проткнуть» бумагу. Примерно так же, по мысли Алькубьерре, работает варп-двигатель: он сжимает пространство впереди корабля и расширяет его сзади, создавая своего рода «пузырь», в котором и перемещается космический аппарат.
Звучит многообещающе, но тут же возникает вопрос: а что нужно для такого искривления пространства-времени? Ответ, увы, неутешительный: отрицательная энергия.
Отрицательная энергия — это гипотетическая форма энергии, обладающая экзотическими свойствами. В отличие от привычной нам энергии, она имеет отрицательную массу и, по сути, «отталкивает» гравитацию. Именно такая энергия, согласно расчетам, необходима для создания варп-пузыря.
И тут начинаются проблемы. Во-первых, существование отрицательной энергии пока не доказано. Во-вторых, даже если она существует, требуемые объемы просто астрономические. По одним оценкам, для создания варп-пузыря размером с космический корабль потребуется отрицательной энергии больше, чем вся положительная энергия во Вселенной!
Но физики не сдаются. Продолжаются поиски способов снизить требуемое количество отрицательной энергии. Один из подходов — изменение формы варп-пузыря. Вместо сферической формы предлагается использовать более сложную, с узким «горлышком» впереди, которое и будет заниматься сжатием пространства. Это, по расчетам, позволяет значительно уменьшить потребность в отрицательной энергии, но все равно речь идет о количестве, сопоставимом с массой звезды, сжатой до размеров меньше атомного ядра. В результате получаем… черную дыру?
Даже если мы предположим, что смогли добыть и сжать необходимое количество отрицательной энергии, возникают новые проблемы. Расчеты показывают, что как только варп-пузырь начинает двигаться, отрицательная энергия начинает «вытекать» из него, что приводит к коллапсу всей конструкции. Иными словами, корабль просто не сможет поддерживать варп-пузырь в движении.
Несмотря на все сложности и кажущуюся нереалистичность, исследования варп-двигателей продолжаются. Но, честно говоря, главная цель уже не в том, чтобы построить космический корабль, способный путешествовать быстрее света. Гораздо важнее — изучение фундаментальных законов физики, проверка границ наших знаний. Вопрос о возможности варп-двигателя затрагивает самые основы квантовой гравитации и природы пространства-времени.
Если варп-двигатели все-таки окажутся возможными, это произведет революцию не только в космонавтике, но и в нашем понимании Вселенной. И даже если варп-двигатель останется лишь мечтой, поиски его создания неизбежно приведут к новым открытиям и прорывам в науке. Ведь, в конце концов, главное — не достижение цели, а путь, который мы проходим в ее поисках. А это путешествие, безусловно, стоит того, чтобы его продолжить. Наука и космос
Комментарии 28
Но тогда почему до сих пор, не созданы космические корабли,
с ядерным реактором в
качестве двигателя?
В СССР, уже в 1978 году, был готов первый ЯРД 11Б91.
К началу 1980-х годов начали
обкатку ядерных ракетных
двигателей, на испытательных стендах. Осталось провести
космические испытания.
Но тут к власти пришел Горбачев.
Разумеется, многие передовые разработки свернули и остановили, и даже продали за бесценок, "западным партнерам". В том числе и практически готовый, ядерный ракетный двигатель.
Так что я не удивлюсь, если когда- нибудь выяснится, что
на ракетах, которыми ВСУ обстреливают наши города и села, стоят ядерные двигатели.
Думаю, что автор статьи полагает ограничителем сверхсветовой скорости не несовершенство двигателей, а Теорию относительности Эйнштейна. Фундаментальный принцип на сегодняшний день - движение с любой скоростью, превышающей скорость света, невозможно для тел, обладающих массой. При движении на релятивистских скоростях происходят разные парадоксы. Один из них как раз в тему ваших рассуждений о двигателях будущего и источниках энергии для них. При приближении к скорости света масса объекта стремится к бесконечности, требуя бесконечной энергии для дальнейшего ускорения.
Как вы и написали, ионные или атомные двигатели помогут для небольших космических расстояний, но для дальних путешествий нужно /а возможно ли это?/ многократно превысить скорость света или вообще изобретать иной принцип перемещения.
--" Дверь, в которую стучат - открывается..."..
Логично..Правда ?..Где стучат - там открывают..Не будете стучать - дверь останется закрытой..К науке подходит.
Тем более что если это- не дверь, а стена.
Вот лет эдак за 200 - может быть.
Если смогут создать космические корабли с атомными двигателями,
что по сути - почти реальность.