Предыдущая публикация
Андрей Тяжельников

Андрей Тяжельников

6 сен

Как мы обманываемся в соцсетях?

Вы открываете соцсеть «на минутку» - и через час ловите себя на мысли «где я»? И что уже волнуетесь по поводу новой информации и том, как это на вас может повлиять?
Это не всегда слабость воли. Лента бьёт по базовым механизмам внимания и убеждения: сильные эмоции, повтор, социальное доказательство, срочность - это всё заставляет нас часами кликать ленту в лучшем случае, а в худшем делать ложные выводы и менять из-за них свое поведение.
Особенно мы склонны верить лишней информации в состоянии стресса.
Действительно, при высокой тревоге мы чаще ищем простые и быстрые объяснения (например – конспирологические), хватаемся за групповую принадлежность (если говорит кто-то свой, авторитетный для нас), избегаем когнитивных усилий.
Фатализм снижает мотивацию проверять факты: «зачем, всё равно не повлияю». Наоборот, ощущение собственной эффективности и доверие к людям/институтам расширяют наш диапазон мышления: появляется энергия проверять, спрашивать, сравнивать.
С психологической точки зрения вера в заведомо ложную или конспирологическую информацию — это не глупость, а способ психики справиться с тревогой, неопределённостью и уязвимостью.
Такой яркий нарратив даёт простую, эмоционально насыщенную картинку мира, в которой ясно, кто всемогущ, кто виноват и что делать.
 
При этом в психике происходит как бы сборка смысла. Нам всегда комфортнее когда есть СМЫСЛОВОЕ ЦЕЛОЕ. Часто публикации в соцсетях носят характер цельного мифа, собирающего разрозненные факты. Такой миф менее точный, но зато эмоционально понятный и успокаивающий. Даже если он пугающий, он все равно может иметь функцию вынесения зла во внешний контур. Для психики всегда легче поделить мир на белое и черное, а вот для выявление нюансов нужны интеллектуальные и психические усилия.
Современные алгоритмы, учитывающие индивидуальные паттерны поведения в соцсетях могут адресно усиливать эффект проекции и нагнетания. При этом повторения информации дают иллюзию ее подтверждения.
Ложная информация опасна не только потому, что она обманывает, а потому, что она умеет пользоваться нашим состоянием (стресс, фатализм, недоверие) и нашими привычками поведения. Она как эмоциональный протез, который помогает выдержать тревогу ценой отказа от реальности.
Наша задача вернуть себе способность выдерживать неопределённость, чтобы потребность в мифе стала меньше.
Как же обезопасить себя от залипания на ложной информации?
1. Почувствовали всплеск сильной эмоции - злости/страха/восторга — не торопитесь действовать, пересылать – остановитесь, дайте себе время осмыслить
2. Поинтересуйтесь - кто автор/канал, чем известен, есть ли имя, фото, профиль, где он ещё публиковался? Анонимные «эксперты» без следов в сети - красный флаг.
3. Не верьте пересказу – идите к первоисточнику. Нажмите на ссылку, найдите оригинальное исследование/новость/цифру. Нет источника - повод не доверять.
4. Проверяйте даты - старые новости часто подают как свежие. Сверьте: когда это произошло? где? соответствует ли фото времени года/контексту?
5. Обратите внимание на форму подачи: капслок, «срочно/только сегодня/все скрывают», много восклицаний — типичные крючки манипуляции.
6. Важно следить за своей реакцией: замечаете, что вам очень хочется поверить (подтверждает ваши взгляды) или очень хочется опровергнуть — это и есть момент, когда особенно нужна проверка.
7. Не бойтесь сомневаться и не знать! Терпеть неопределённость -зрелый навык. Лучше быть пока не уверенным, чем поспешно уверовать в фейк.
8. И помните – у платформ есть инструменты жалоб. Это снижает распространение и помогает другим оставаться в контакте с реальностью.

Как мы обманываемся в соцсетях? - 5379536269257

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
Андрей Тяжельников

Андрей Тяжельников

ЛентаТемы 24Фото 28Видео 1Участники 379
  • Подарки
Левая колонка
Всё 24
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться